Благотворительный Фонд Главная
Рассылка новостей
 

Молодежная организация ПОКРОВ

2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
«Российский проект» Стокгольма – самый крупный среди стран-участниц ЕС.
11.04

В РИА-Новости прошел «круглый стол» «"Звездные войны": вчера и сегодня».
10.04

Вашингтон мирит Турцию и Израиль – в своих собственных интересах.
05.04

Зачем империя Соединённым Штатам?
28.03

Слишком разными стали входившие в состав СССР азиатские республики.
28.03

«Умная власть» на службе американской империи.
22.03

«Большие пространства» против хаоса в международных отношениях?
19.03

Станет ли членом НАТО самое молодое славянское государство?
14.03

Экспертное сообщество США рекомендует политическому руководству действовать хитрее.
07.03

Казахстан и евразийская интеграция.
26.02

Контроль над Интернетом уже сейчас определяет состояние национальной безопасности.
11.02

О некоторых особенностях общеевропейского сепаратизма.
30.01

Как отразится на России борьба за мировое лидерство между Вашингтоном и Пекином?
17.01

Культурное влияние России в Центральной Азии ослабевает.
14.01

Этнорелигиозный конфликт в Крыму: кто раздувает пламя?
31.12


Храм

Полуостров раздора

Этнорелигиозный конфликт в Крыму: кто раздувает пламя?
Андрей Иванов
31.12.2012
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

Крым всегда был местом столкновения геополитических интересов могущественных государств, оставаясь ключевой точкой контроля над Черноморско-Каспийским регионом. И сегодня полуостров – это регион незатухающего противостояния, которое, имея латентную форму, периодически проявляется в форме открытых столкновений.

Характерная особенность – сочетание этнической и религиозной идентичности участников конфликта, в котором фактически противостоят друг другу крымскотатарская общность с исламской религиозной идентичностью (97,8% крымских татар относят себя к мусульманам) и славянская общность с православной религиозной идентичностью (85,1% украинцев и 84,9% русских относят себя к православным).

К наиболее острым моментам конфликта можно отнести ситуацию, связанную с борьбой за земли Свято-Успенского Бахчисарайского монастыря, которая обострилась еще в 2001 году, и «крестоповал» (массовый демонтаж православных крестов, которые были установлены в честь празднования 2000-летия Рождества Христова). И сегодня, по данным Украинского центра экономических и политических исследований им. Разумкова, одной из самых авторитетных социологических организаций, только чуть больше половины опрошенных жителей полуострова характеризуют межрелигиозные отношения в Крыму как нормальные (57%). По мнению этого же источника, за последние годы рост уровня тревожности по поводу возможной религиозной радикализации отмечается у православного населения полуострова, для мусульманского характерно его снижение.

Вероятной угрозу радикализации религиозных настроений в Крыму считают: среди православных 21%, среди мусульман – 12%.

Среди жителей Крыма, в первую очередь среди крымскотатарской молодежи, активный отклик находит радикальная исламская идеология. Например, в 2009 году четверть (25,1%) опрошенных мусульман считали, что правоверный мусульманин должен исполнять заповеди и стремиться к установлению Халифата (Всемирного исламского государства). 20,4% выразили мнение, что мусульманин должен выполнять заповеди и при этом должен стремиться к переустройству государства, в котором проживает, соответственно исламским принципам. После опубликования материалов исследования среди крымскотатарской общественности разгорелся скандал. Центр Разумкова, проводивший опрос, обвинили в некорректной постановке вопросов.

Судя по результатам социсследований, за два последних года произошло резкое снижение показателей: теперь по первой позиции 2009 года положительный ответ дали только 1,6 % опрошенных мусульман, по второй – 4,3%. Такая тенденция может возникнуть в двух случаях. Прежде всего - из-за уменьшения уровня радикальных настроений. Но, исходя из анализа публикаций в крымской прессе за первое полугодие 2012 года, свидетельствующего о целенаправленном конструировании этнорелигиозной конфликтности в автономной республике, данный вариант маловероятен. Более очевидным представляется второй вариант, при котором столь резкое изменение настроений является результатом деятельности религиозных лидеров крымских татар.

Кстати, деструктивные публикации, провоцирующие усиление этнорелигиозной нетерпимости среди крымскотатарской общности, характерны как для изданий крымскотатарского Меджлиса, так и оппозиционного ему Крымскотатарского народного фронта. В них периодически печатаются гневные материалы об осквернении мусульманских кладбищ, но, вместе с тем, ничего не говорится об актах вандализма на православных, еврейских и караимских кладбищах.

Вина за передачу в советский период культовых мусульманских сооружений под светские учреждения переносится на современных жителей Крыма, их фактически обвиняют в целенаправленном оскорблении религиозных чувств мусульман.

В начале декабря в украинской прессе появились публикации об освобождении одного из «самозахватов» (незаконно занятых крымскими татарами земель, застроенных будками из фанеры) около села Молодежное, силами законных собственников земельных участков и казачьих отрядов партии «Русское движение». При проведении акции присутствовали правоохранительные органы, прибывшие заранее с целью предупреждения возможных столкновений. Последовавшая в СМИ информация преподносилась под весьма недвусмысленными заголовками: «В домах крымских татар устроили погром», «В Крыму разгромили 100 татарских домов». В этот же информационный ряд с очевидным подтекстом включалось сообщение о поджоге (если так можно назвать сгоревшее одеяло) сторожки на территории строительства Соборной мечети в Симферополе. Один из лидеров Меджлиса в своих комментариях обвинил правоохранителей в пособничестве «ночному разбою» и «не исключил» участия в поджоге членов «Русского движения», хотя в большей степени это напоминает тактику крымскотатарских лидеров. Данная ситуация - не первый, и, скорее всего, не последний пример искажения информации и огульного обвинения представителей русских общественных организаций, в чем прослеживается очевидная цель – провоцирование роста этнорелигиозной конфликтности на полуострове.

Кроме того, в материалах прессы явно прослеживаются попытки перевести правосознание крымскотатарской общности из поля светского права в поле мусульманского права. Характерным примером является требование передачи крымским татарам территорий, на которых до потери ими «независимости» (предположительно, до присоединения Крыма к Российской империи в 1783 году) стояли мечети с вакуфными (переданными для религиозных и благотворительных целей) землями. Это, на наш взгляд, можно расценить не только как попытку внедрения норм шариатского права, но и как идеологему в разжигании религиозной нетерпимости.

И Крымскотатарский народный фронт, и Меджлис выводят своих сторонников на митинги под зелеными знаменами ислама и ультимативными лозунгами «Отдайте все!».

Заметим, что лидер Меджлиса М. Джемилев не пропускает ни одного визита в Крым турецкого премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана, возглавляющего правящую в Турции исламистскую Партии справедливости и развития. По официальной версии – для увеличения финансовой помощи в развитии крымскотатарского языка и культуры, а также обустройстве репатриантов, которая оказывается правительством Турции через Агентство международного сотрудничества и развития Турции.

Но мир политики – это мир прагматических интересов.

Что может предложить взамен на финансовую помощь лидер крымских татар премьер-министру государства, которое претендует на роль геополитического лидера во всем исламском мире, где проживает крупнейшая в мире диаспора крымских татар, насчитывающая несколько миллионов человек?

Меджлис сейчас публично отказывается от идеи построения государства на принципах и законах шариата, сотрудничая с организацией «Альраид» и Исламским банком развития (который осуществляет свою деятельность, основываясь на шариате), занимающихся финансированием материально-технической базы образовательных учреждений с крымскотатарским языком обучения. Кроме того, в печатных изданиях Меджлиса единственно возможным основанием для консолидации крымскотатарского народа провозглашается ислам, что никак не соответствует заявлениям о светских основах для построения крымскотатарской национальной автономии.

В принципе, Мустафу Джемилева и возглавляемый им самопровозглашенный, незаконный с правовой точки зрения орган национального самоуправления крымскотатарского народа - Меджлис, можно «чисто по-человечески» пожалеть. Они теряют поддержку крымских татар, многие из которых абсолютно индифферентно относятся к радикальному исламу и хотят просто спокойно жить и работать. Но вынуждены лавировать между лояльностью к украинскому государству, которое пока соглашается с ними разговаривать, и своими источниками финансирования, имеющими исламистский характер, а также - теми организациями, которые стремятся перехватить роль общественного лидера крымскотатарского народа и стать субъектами субсидирования, и еще умудряются декларативно дистанцироваться от радикального ислама в Крыму, представителями которого на данный момент являются ваххабиты и сторонники радикальной политической партии Хизб-ут-Тахрир.

Активность Хизб-ут-Тахрир, при бездеятельности в отношении этой партии законодательной и исполнительной власти Украины, вызывает особую тревогу.

Основная цель деятельности Хизб-ут-Тахрир (Исламская партия освобождения) – воссоздание Халифата (государственной структуры, основанной на принципах шариата). В газете «Возрождение», к которой есть свободный доступ в интернете, Хизб-ут-Тахрир публикует материалы, провозглашающие ислам единственно возможным основанием как для объединения народа, так и для функционирования любых государственных институтов, а неизбежным будущим – отказ от демократии и объединение вокруг ислама.

Все «беды и несчастия» крымскотатарского народа, включая и «аннексию» Крыма Россией, и депортацию крымскотатарского народа, преподносятся как расплата за то, что народ «искренне и преданно придерживался ислама». При этом начало всех этих «бед крымскотатарского народа» относят именно к присоединению Крыма Россией в 1783 году, а преодоление последствий насильственного отделения от Османской империи видится только как «восстановлением претворения Ислама как идеологического руководства в рамках единого Исламского государства».

Возникает вопрос: как можно допускать функционирование в государстве подобного рода организаций, которые в ряде стран признаны экстремистскими и террористическими?

В марте 2012 года Верховной Радой Украины был отклонен проект Закона Украины о противодействии экстремизму. Неужели власть имущие не понимают всей опасности происходящих в Крыму процессов? Или стремление противопоставить крымскотатарский и мусульманский фактор российскому и православному влиянию на полуострове настолько сильно, что затмевает всякий здравый смысл?

Ведь уже делаются попытки проецирования на полуостров сценария косовских событий. Например, для канала «Аль-Джазира», сыгравшего значительную роль в формировании протестных настроений разрушительной «арабской весны», в Крыму готовятся съемки фильма на подобную тематику.

Ситуация на полуострове на данный момент более чем тревожная. Для большинства крымчан происходящие процессы не секрет, что и приводит к росту тревожности относительно радикализации ислама. Среди славянского населения достаточно распространено мнение, согласно которому одним из немногих факторов, сдерживающих начало вооруженных действий на полуострове, является базирование российского Черноморского флота, и это мнение небезосновательно. Поэтому, пока российские «оккупанты» пребывают в Севастополе, жители Крыма могут спать спокойно.

Специально для Столетия



Комментарии


Дмитрий
01.01.2013 2:25

Крым - Русский.
Так было и будет.

skell
01.01.2013 22:43

Автор совершенно не знаком с РЕАЛЬНОЙ ситуаций на полуострове. Это факт. Все перечисленные эпизоды не носят ни системного ни масштабного характера. А ЧФ РФ тут вообще никак и нигде. К тому же Крым Севастополем не ограничен, впрочем, как и ЮБК. И слишком много ставится на религиозную основу. Она, конечно присутствует, но это не Иран времен аятоллы. То же и с православием и с "поклонными крестами" которые пытались устанавливать ультранационалистические "казачьи" организации (конкретно - Владиславовка).
Интересно, кому это ТАК ХОЧЕТСЯ конфликтов в Крыму?

Ирху
02.01.2013 14:19

Дмитрию. Крым был русским от Екатерины-2 до Н.С.Хрущёва. В чьих руках он был до этого, и в чьи руки он будет, если будет,переходить в близком и далёком будущем - кому это интересно????

wps
02.01.2013 14:41

Крым - точнее - Таврия :
Хозяином "покорённого Крыма"
стал Светлейший Князь Потёмкин-ТАВРИЧЕСКИЙ -
может быть или русским, то есть православным - или турецким, то есть исламским.
Третьего - "украинского" - НЕ дано.

Сергей
02.01.2013 16:59

"...ничто не ново под луною..." Византия (Ромея)-Турция-Запад (РИМ)-Русь... Крымский каганат-Астраханский каганат-Казанский каганат.Пантюркизм нынешний.АнглоСаксы в судорожных попытках удержать "статус кво". Радикализация Ислама.Мы заканчиваем прослушивать только увертюру сего "марлезонского балету"! Пришло время нестабильности и неоднозначности сложившихся структур.

Ирху
03.01.2013 14:01

Сергею: Возразить трудно.

Игорь
03.01.2013 16:54

Крымскотатарские нацики всегда будут смотреть в сторону Турции и мечтать о воссоздании Крымского ханства - в этом нет ничего нового. А вот славянам - и русским и украинцам, следовало бы более последовательно отстаивать свои национальные интересы, а не быть вечной размазней, которую не пинает только ленивый. Кстати, турки оставшуюся в их руках территорию без лишних переживаний зачистили в 20 веке от всех христианских меньшинств - армян, греков, ассирийцев, болгар, грузин. И не комплексуют по этому поводу. Мало того, они даже запретили преподавать родные языки мусульманским национальным меньшинствам (например болгарский для восточнофракийских помаков и т.п.) и целенаправленно выселили многих из них с исторических регионов в районы внутренней Анатолии(например большую часть грузин-лазов и значительную часть курдов). Так будем же добросовестно изучать турецкий опыт решения национального вопроса!

Ирху
04.01.2013 7:21

Игорю.
Дурной пример, конечно, заразителен, но надо помнить, что далеко не все народы успокоились на территории Турции. Курды до сих пор ведут кровопролитную войну. Армяне давят на ООН, требую осудить Турцию за ГЕНОЦИД армянского народа. Наверняка и другие народы ведут подрывную деятельность, используя не вооружённые методы. Не забывайте, что Турцию приняли в НАТО, а вот просьбы принять в Европейское сообщество, по-моему, перестали даже рассматривать. Так что НЕ НАДО ДОБРОСОВЕСТНО ИЗУЧАТЬ ТУРЕЦКИЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОПРОСА.  

критикан-Игорю
04.01.2013 14:50

Как же тогда с таким наследием Турция собирается вступать в ЕС?Что там слепцы сидят?А вырезали армян ,турки на территории Армении в 1915 году.Этот геноцид совсем недавно был,всего лишь около 100лет.А курды столько же лет живут без своего государства,на границе между двумя государствами.Видел их ещё в советские времена,когда был в Армении.

критикан-wps
04.01.2013 15:00

Конечно вы можете утверждать что угодно,а на самом деле есть третье.Все жители Крыма имеют украинское гражданство.Что вы можете сказать по этому поводу?Это третье есть и никуда не пропадает.

Ирху
04.01.2013 17:23

Ну, гражданство вполне разрешимо. Его меняют без каких-либо потрясений, если только не бдят всякие критиканы.

Akskl
05.01.2013 3:28

Kalpana Sahni “Crucifying the Orient – Russian Orientalism and the Colonization of Caucasus and Central Asia” - White Orchard Press, Bangkok, Thailand; The Institute for Comparative Research in Human Culture, Oslo, first published 1997

...Если  раньше человек мог быть обвинен в «национализме» или в «национальной ограниченности», то начиная с 1930-х гг., целые нации были заклеймлены как предатели.

«Русским была привита идея, что сам факт принадлежности к специфической национальности был ошибкой того или иного человека. Позже это закончилось распространением вины на целые нации: Калмыков, Крымских Татар, народы Центральной Азии» 92

Хотя это - общепринятая истина сегодня, что целые нации были высланы с их родины в 1940-ых гг., только недавно появились фактические официальные данные и директивы по юго-восточным территориям. По оценками Роя Медведева, пять миллионов человек были высланы в регионы Средней Азии. Согласно М.К. Козыбаеву их число был приблизительно 4,5 миллионов. 93 Всего пятьдесят восемь национальностей были высланы в течние двух десятилетий после 1930 г. 94. Различные обвинения - от восстаний, нацеленных на 'свержение правительства' на Северном Кавказе и Крыму до помощи Немецким агрессорам. Это был геноцид такого же масштаба как и гитлеровский геноцид. Арестовывали и высылали не отдельных 'предателей'. Целые семейства, деревни и поселки были окружены, согнаны подобно скоту в товарные поезда и высланы в далекие заброшенные области, там разбиты в группы и рассеяны. Сегодня мы знаем, что так были высланы 188,000 Крымских Татар, половина из них это были дети возраста до шестнадцати лет, 35 процентов были женщины и 15 процентов - мужчины. 95. Большинство умерло в дороге. Другие, неспособный переносить трудности враждебного и незнакомого ландшафта, умерли после прибытия. Цифры человеческих потерь следующие: 22 процента от высланных Чеченцев, 9 процентов от Ингушей, приблизительно 15 процентов от Калмыков, Карачаевцы - 30 процентов, и Балкарцы - 26.5 процентов. 96. В письме Сталину и Молотову, недавно впервые опубликованном, Л.Берия перечисляет успехи в выполнении программы депортаций:


2 января 1944 г.
«В соответствии с Декретом Президиума Верховного Совета и Решения Совета Народных Комиссаров от 28 декабря 1943 г., Народный Коммиссариат для Внутренних Дел [НКВД], успешно выполнил действие по высылке людей Калмыцкой национальности из восточных областей. Чтобы гарантировать, что действие было осуществлено и для предотвращения случаев сопротивления и побега, НКВД предпринял своевременные оперативные и военные меры, организовывал охрану населенных окрестностей, окружил высланных и сопровождал их к месту погрузки на специальные поезда. В начале действия 750 Калмыков было арестовано. Они состояли из банд, соучастников банд, активных сообщников Немецких оккупантов и других активных элементов. Всего, 46 специальных поездов были загружены, включая 26,359 семейств или 93,139 высланных, которые были высланы к местам поселения на Алтае и Красноярском Крае, Омской и Новосибирской областях. Л.Берия.» 97


В 1944 г. НКВД был поставлена задача высылки '40 тысяч спецпереселенцев из Кабардино-Балкарской АССР в Казахскую и Киргизскую ССР. Из них 25,000 - в Казахстану и 15,000 - в Киргизию.' 98. Это было в марте. В май Сталин издал приказ относительно 'высылки всех Крымских Татар с территории Крыма.' Они должны были быть ' постоянно поселены ... в областях Узбекской ССР. ' 99. За два дня после приказа 191,044 Крымских Татар были вынуждены оставить свою многовековую родину 100. Спустя два месяца Сталиным подписал приказ касающийся южных пограничных районов Грузии:

«16,700 домашних хозяйств с населением 86,000 человек включавшее Турков, Курдов и Хемшинов... 40 тысяч в Казахскую ССР, 30 тысяч - к Узбекскую ССР, 16 тысяч человек - к Киргизскую ССР.» 101

Берия сообщил относительно успехов окружения 94,741 Чеченцев и Ингушей для высылки. 102. Высланные тщательно подбирались, разбивались на мелкие группы и рассеивались в различных республиках - старая тактика, нацеленная на сдерживание появления организованного сопротивления. Одной из таких национальностей были Месхеты...

"...Одной из таких национальностей были месхеты... (c.148)
Месхеты, названные месхетскими турками с 1944 года, веками проживали в южных регионах Грузии, в Месхетской Джавахетии. Многоязычные, они сосуществовали с грузинами, азербайджанцами, курдами и другими национальностями. Жители данного региона исповедовали разные религии, включая Православие и Ислам. Веками они жили в плюралистическом обществе основанном на терпимости, так же как и все другие регионы до царского завоевания. Во Второй Мировой Войне 26 000 месхетов погибло сражаясь бок о бок с другими национальностями. Несмотря на это 115 000 месхетов в течение одной ночи в ноябре 1944 года были депортированы в Среднюю Азию. Из них 17 000 погибло либо по дороге, либо от холода и голода по прибытии в Узбекистан, Киргизию или Казахстан. До 1956 года их статус был - спецпереселенцы, которые не имели никаких прав. Их принудили к насильственному труду на местах, установленных властями, и они должны были регулярно сообщать коменданту конторы для регистрации - в противном случае их могли посадить в тюрьму. Унижения на этом не заканчивались. Месхеты были разбиты на несколько групп и поселены в различных местах с запретом заключать браки за пределами этих поселений. Им далее было отказано в праве общаться со своим собственным народом, разбросанным на других территориях. Государственная слежка была облегчена тем, что Сталин в 1932 году ввел систему внутренних паспортов и ввел запрет на передвижения людей и изменение их места проживания, если только это не было одобрено властями. (Интересно, что только городскому населению было дано право обладания паспортом, а не сельскому, которому было отказано в праве менять свое место жительства). Месхеты, как и многие другие численно малые национальности, были еще больше задавлены (? denigrate) записьюв их паспорта национальности большинства в регионе депортации. Например, месхеты депортированные в Узбекистан были принуждены к написанию в своих паспортах национальности "узбек", в Казахстане их ожидала подобная участь и т.д. Официально это называлось "ускоренным темпом ассимиляции".103. До депортации 1944 года месхетов заставляли писаться грузинами или аджарцами (в тексте "абхазцами" - наверное, ошибка - прим.А.). Даже когда приказы об их депортации были аннулированы в 1956 году, это ни в коей мере не изменило их жизни. Они не могли вернуться в свои родные места, потому что в их отсутствие власти превратили их родину в запретную пограничную зону. С 5 километров пограничная зона была произвольно увеличена до 85 километров. 104.

Фатима Урусбиева, балкарка, показала что даже в 1989 году все еще оставалось 15 000 балкарских депортированных проживающих за пределами своего дома. Балкарское население, согласно Урусбиевой уменьшилось почти в три раза в результате депортации. 105.
Несмотря на осуждение хрущевским правительством неправовых действий совершенных против многих национальностей, практика депортаций продолжалась, как в случае Дагестана, вплоть до недавних времен. В Таджикистане насильственные депортации продолжались даже в 1960-е годы. Правительство депортировало ягнобцев, которые проживали в 33 деревнях в памирских горах. Среди причин этого была нехватка рабочих рук для все расширяющихся площадей по разведению хлопка. Когда люди засопротивлялись, милиция разрушила их дома и тысячилетнюю арычную (водоканальную) систему. 106
Шрамы оставленные этой трагедией не заживут. Как человек может быть в мире с собой, если он несет ответственность за депортацию собственного отца? Кошали Алиев, месхет, вспоминает:

"Я лично депортировал своего собственного отца. Я тогда служил в армии и оказался среди тех солдат, которые депортировали турок. Я лично выгнал собственного отца из его собственного дома. Мой отец умер во время этого переселения, и я даже не знаю, где он похоронен. Моя мать умерла от горя. Остались четыре брата и две сестры. Два года я их искал, писал в Москву, и нашел их в Казахстане. Вот как это все было. Вы представляете? Я лично погрузил мою семью в Студебеккер - четыре семьи в одну машину..."107

А калмыки? Писатель Давид Кугультинов расссказывает как его заставили чувствовать стыд за принадлежность к определенной национальности:

"Если я солгал - я могу признаться. Если я украл - я могу умолять людей о прощении. Но если я калмык, то я ничем не могу искупить свой этот грех!"

Писатель вспоминает как все солдаты калмыки были согнаны во время войны и сосланы в концлагеря потому что один калмыцкий дивизион был вынужден сдаться наступающей нацистской армии. Описывая массовую депортацию калмыков, он писал:

"В ранние утренние часы... им сказали собираться в дорогу. Им было разрешено взять вещи в количестве не более 10 килограмм. Это напоминало то, как фашисты сгоняли евреев. ...в течение 15 дней калмыки были заперты внутри товарных вагонов, движущихся в Сибирь. Представляете, это был конец декабря и наступила страшная сибирская зима, тогда как наш регион - теплый, недалеко от Северного Кавказа. ...Многие умерли в вагонах... По прибытии людей вывели в тайгу. Представьте переселение людей из степей, которые никогда не видели лесов. Им сказали рубить деревья - то что они совсем не способны были делать. И как много погибло там, потому что они понятия не имели в каком направлении упадет дерево. Они были все замерзшими, голодными и босоногими." 108

Эти варварские действия имели свою логику. Большая часть депортация была в Сибирь и Центрально-азиатские регионы. Казахстан получил примерно два миллиона депортированных. 109 Много тюрем и концлагерей было расположено в Центральной Азии и в Сибири - регионы позднее превращенные в ракетные полигоны и полигоны ядерных испытаний - как наземных, так и подземных. И именно из этих регионов набиралась рабочая сила для их строительства. В 1920-х годах тысячи политических ссыльных, обозванные кулаками, были высланы сюда. Во время войны опять люди были эвакуированы со всех концов страны в эти части. В конце концов были депортированы целые народы."

Игорь
05.01.2013 12:57

Ирху.
"Дурной" пример поощрителен, если он совпадает с геополитическими интересами государств - участников НАТО. И т.н. "Турецкая" Армения, и Киликия, и Смирненская Иония, и Восточная Фракия уже давно не говорят ни по-армянски, ни по-гречески, ни по-македонски. Там живут турки и никто не собирается возвращать туда ни армян, ни греков, ни болгар. Как никто не собирается возвращать сербов и черногорцев в Косово и Метохию. Зато страны ЕС и НАТО с превеликим удовольствием признали незалежность косоварского Албанистана и скоро признают присоединение к нему дополнительных албанизированных и исламизированных частей Сербии и Македонии. Полагаю, что если в Крыму славяне будут и дальше заниматься взаимной грызней и пустомельством, то их ждет судьба сербов Косово и Метохии.

Игорь
05.01.2013 19:53

Аксклу.
Начав с Б расскажите тогда и про А. Например про то, как чеченцы и ингуши и в 1918, и в 1920, и в 1921 вырезали и выселяли терских казаков чтобы вселиться в их станицы. Или о том, как ещё до нацпереселений 1940-ых годов выселяли сотни тысяч "неблагонадежных" и раскулаченных русских, украинцев и белорусов в Сибирь, Туркестан, и тогдашнюю Казахскую АССР (в составе РСФСР). Кстати Средняя Азия до прихода русских и "советских" специалистов успешно выгнивала от сифилиса и вымирала от туберкулеза и малярии, и только благодаря русским врачам позднее стала наращивать  численность своего населения.

Акскл
05.01.2013 20:40

Hugh Pope "Sons of the Conquerors - The Rise of the Turkic World" Overlook Duckworth - New York, Woodstock, London -2005

с.42
...В прошедшие два века, однако, потомки этих тюркских завоевателей стали жертвами восставших христиан. Согласно исследованию американского профессора Джастина МакКарти, мусульмане в конце 18 века составляли большинство населения во многих частях Балкан, южной Украины, южной России и Кавказа. За исключением Северного Кавказа большинство этого населения были тюрки. После того как русская, греческая , британская и другие армии вынудили Оттоманскую Империю отступить  в период между 1821 и 1922 годами, МакКарти говорит, что порядка ПЯТИ МИЛЛИОНОВ этих мусульман было убито. Еще пять миллионов было изгнано обратно в Анатолию...  

Игорь
05.01.2013 20:54

Рекомендую для аксакалов ссылочку:
http://www.edrus.org/content/view/21100/56/

Россиянин - Akskl
05.01.2013 22:55

  Депортация – мировая практика. Но, конечно, приоритет в насильственном переселении отнюдь не за Союзом, а за европейцами. И потом, их что в концлагеря переселили? Нет, их отправили в районы где жили и работали советские граждане, в колхозы, на заводы, шахты, стройки. А как иначе,за предательство во время войны. Искупить надо было трудом. Зачем спекулируешь на национальном вопросе? С какой целью?
  История говорит о другом.
  С 1475 года, когда Менгли Гирей, правитель Крымского ханства, признал себя вассалом Османской империи, осколок «Золотой орды» под крышей султана с удвоенной энергией продолжил совершать грабительские вылазки из Крыма на территории Малороссии и Московского царства. За вторую половину XVI века в пределы Московской Руси 48 раз вторгались «мирные» гулямы Гиреевой орды с гуманитарной миссией пограбить, проредить народонаселение и увести в рабство побольше русичей. За первую половину XVII века крымские «гуманитарии» угнали в полон более 200 тысяч поданных русского царя. И это при населении Московского царства в пределах 5-6 млн.
   Ещё крепче доставалось малороссийским землям, входившим в состав Польши. С 1605 по 1644 год совершено не менее 75 результативных набегов, с точки зрения крымских «пацифистов». Если Левобережье польской Украины кое-как защищалось ватагами запорожцев, то Правобережье Польшей оборонялось спустя рукава. Потому к концу XVII века эта территория почти обезлюдела. Основой благополучия крымского ханства была работорговля и труд славянских рабов. Посланник польского «круля» пан Броневский, близко наблюдавший жизнь туземцев, писал в 1578 году: «Народ этот хищный и голодный… живет грабежами и постоянною изменчискою войною».
   К концу XVIII века, когда Россия налилась силушкой, естественно, встал вопрос о ликвидации на южных рубежах империи разбойничьего гнезда. В 1783 году в результате русско-турецких войн Крымское ханство было ликвидировано, а полуостров включен в состав Российской империи. Екатерина Великая имела полное право поступить с татарами так же, как поступали в то же время с индейцами американские власти – частью истребить, частью загнать в резервации. Но подобное «человеколюбие» не могло прийти в голову матушке-государыне «диких» московитов.
   Указом Екатерины Второй в 1784 году местным предводителям разбойничьих шаек были предоставлены все права и привилегии русского дворянства. Более того, мусульманское духовенство освобождалось от налогов, а на татарское население не распространялась воинская повинность. Хотя если татарин желал послужить новой отчизне, то это приветствовалось. Не жизнь, а малина! Живи под сенью русских штыков, возлежи в тени обильных садов, щёлкай урюк, кури кальян, забавляйся мирной джигитовкой и от души размножайся. Однако, обеспечив местным авторитетам пансион, государыня вынула у них душу. А душа томилась от жажды набега, ведь кривая сабля и резвый конь сулили крупный навар за одну ходку в славянские земли. Потому многовековая страсть к грабежу периодически вырывалась наружу. Особенно в то время, когда империя давала слабину.
   Так было в Крымскую войну 1853-1856 гг. Стоило англо-франко-турецким войскам десантироваться в сентябре 1854 года под Евпаторией, как мгновенно случилась «значительная перемена в пользу неприятеля». Ладно бы крымские татары приняли участие в боевых действиях на стороне коалиции, так ведь нет. Не про них подставлять лбы под русские пули, а брюхо под русский штык-молодец, штурмуя с интервентами Малахов курган и добывая свободу. Мирное татарское население приступило к привычным занятиям – всеохватному грабежу и убийствам русского населения. Тогда впервые встал вопрос о выселении крымских татар из прибрежной местности в Мелитопольский уезд. Император Николай Первый дал согласие князю Меншикову провести депортацию изменников: «Я разрешил твоё представление о переселении прибрежных татар, к чему вели приступить, когда удобным сочтёшь…». Но внезапная смерть императора и скорое заключение мира с европейской коалицией положили конец приготовлениям к высылке. Как говорится, Бог миловал.
  К началу Великой Отечественной войны татарское население Крыма составляло 218,18 тысячи человек – менее 20% от всего населения Крыма (русских около 50%, украинцев 13,7%).
  На территории Крымской АССР (в составе РСФСР) государственными языками являлись русский и татарский. На полуострове функционировали национальные сельсоветы в количестве: русские – 207, татарские – 144, немецкие – 37, еврейские – 14 и т.д. О дискриминации по национальному признаку не могло быть и речи.
  Но грянула война, и татарское население дружно приняло сторону фашистской Германии. Призванные в Красную армию крымские татары массово дезертировали. «20 тысяч крымских татар (практически весь призыв с начала войны. - Авт.)дезертировали в 1941 году из 51 армии при отступлении её из Крыма», – отмечалось в докладной записке замнаркома внутренних дел СССР Серова на имя наркома внутренних дел, члена Государственного комитета обороны (ГКО) Лаврентия Павловича Берии.

  Фельдмаршал Эрих фон Манштейн: «…большинство татарского населения Крыма было настроено весьма дружественно по отношению к нам… Татары сразу же встали на нашу сторону… Ко мне прибыла татарская депутация, принёсшая фрукты и красивые ткани ручной работы для освободителя татар «Адольфа Эфенди».
  По сведениям Главного командования германских сухопутных войск от 20 марта 1942 года, для службы в Вермахте завербовали около 10 тыс. добровольцев. К тому же: «По данным татарского комитета старосты деревень организовали ещё 4000 чел. для борьбы с партизанами. Кроме того, наготове около 5000 добровольцев для пополнения сформированных воинских частей… можно считать, все боеспособные татары учтены».
  Но на этом приток татарских добровольцев не иссяк. В ноябре 1942 года немцы начали дополнительный набор добровольцев в ряды германской армии. К весне был сформирован охранный батальон – «Шума» (Schutzmannschaft Bataillon) и еще несколько батальонов находилось в состоянии формирования. Таким образом, все, кто дезертировал из Красной армии, оказался в рядах Вермахта и активных пособников фашистов. Более 20 тысяч военнослужащих из числа 200 тыс. населения считается нормой всеобщей мобилизации.
  Так что, Akskl, дыма без огня не бывает.

Россиянин - Akskl
05.01.2013 23:40

  Европейцы изменников так не переселяли.
Постановление ГКО № 5859-сс
от 11 мая 1944 года Москва, Кремль
"О крымских татарах"

  В период Отечественной войны многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника, вступали в сформированные немцами добровольческие татарские воинские части, боровшиеся против Красной Армии; в период оккупации Крыма немецко-фашистскими войсками, участвуя в немецких карательных отрядах, крымские татары особенно отличались своими зверскими расправами по отношению к советским партизанам, а также помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство и массового истребления советских людей.
  Крымские татары активно сотрудничали с немецкими оккупационными властями, участвуя в организованных немецкой разведкой так называемых «татарских национальных комитетах», и широко использовались немцами для цели заброски в тыл Красной Армии шпионов и диверсантов. «Татарские национальные комитеты», в которых главную роль играли белогвардейско-татарские эмигранты, при поддержке крымских татар направляли свою деятельность на преследование и притеснение нетатарского населения Крыма и вели работу по подготовке насильственного отторжения Крыма от Советского Союза при помощи германских вооруженных сил.

Учитывая вышеизложенное, Государственный Комитет Обороны ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Всех татар выселить с территории Крыма и поселить их на постоянное жительство в качестве спецпоселенцев в районах Узбекской ССР. Выселение возложить на НКВД СССР. Обязать НКВД СССР (т. Берия) выселение крымских татар закончить к 1 июня 1944 г.
2. Установить следующий порядок и условия выселения:
а) разрешить спецпереселенцам взять с собой личные вещи, одежду, бытовой инвентарь, посуду и продовольствие в количестве до 500 килограммов на семью.
Остающееся на месте имущество, здания, надворные постройки, мебель и приусадебные земли принимаются местными органами власти; весь продуктивный и молочный скот, а также домашняя птица принимаются Наркоммясомолпромом, вся сельхозпродукция – Наркомзагом СССР, лошади и другой рабочий скот – Наркомземом СССР, племенной скот – Наркомсовхозов СССР.

Приемку скота, зерна, овощей и других видов сельхозпродукции производить с выпиской обменных квитанций на каждый населенный пункт и каждое хозяйство.

Поручить НКВД СССР, Наркомзему, Наркоммясомолпрому, Наркомсовхозов и Наркомзагу СССР к 1 июля с. г. предоставить в СНК СССР предложения о порядке возврата по обменным квитанциям спецпереселенцам принятого от них скота, домашней птицы и сельскохозяйственной продукции;
  б) для организации приема от спецпереселенцев оставленного ими в местах выселения имущества, скота, зерна и сельхозпродукции командировать на место комиссию СНК СССР в составе: председателя комиссии т. Гриценко (заместителя председателя СНК РСФСР) и членов комиссии – т. Крестьянинова (члена коллегии Наркомзема СССР), т. Надьярных (члена коллегии НКМиМП), т. Пустовалова (члена коллегии Наркомзага СССР), т. Кабанова (заместителя Народного комиссара совхозов СССР), т. Гусева (члена коллегии НКФина СССР).

Обязать Наркомзем СССР (т. Бенедиктова), Наркомзаг СССР (т. Субботина), НКМиМП СССР (т. Смирнова), Наркомсовхозов СССР (т. Лобанова) для обеспечения приема от спецпереселенцев скота, зерна и сельхозпродуктов командировать, по согласованию с т. Гриценко, в Крым необходимое количество работников;
  в) обязать НКПС (т. Кагановича) организовать перевозку спецпереселенцев из Крыма в Узбекскую ССР специально сформированными эшелонами по графику,
составленному совместно с НКВД СССР. Количество эшелонов, станции погрузки и станции назначения по заявке НКВД СССР.

Расчеты за перевозки произвести по тарифу перевозок заключенных;
  г) Наркомздраву СССР (т. Митереву) выделить на каждый эшелон со спецпереселенцами, в сроки по согласованию с НКВД СССР, одного врача и две медсестры с соответствующим запасом медикаментов и обеспечить медицинское и санитарное обслуживание спецпереселенцев в пути;
  д) Наркомторгу СССР (т. Любимову) обеспечить все эшелоны со спецпереселенцами ежедневно горячим питанием и кипятком.

Для организации питания спецпереселенцев в пути выделить Наркомторгу продукты в количестве согласно приложению № 1.

3. Обязать секретаря ЦК КП(б) Узбекистана т. Юсупова, председателя СНК УзССР т. Абдурахманова и Народного Комиссара внутренних дел Узбекской ССР т. Кобулова до 1 июня с. г. провести следующие мероприятия по приему и расселению спецпереселенцев:
  а) принять и расселить в пределах Узбекской ССР 140–160 тысяч человек спецпереселенцев-татар, направляемых НКВД СССР из Крымской АССР.
  Расселение спецпереселенцев произвести в совхозных поселках, существующих колхозах, подсобных сельских хозяйствах предприятий и заводских поселках для использования в сельском хозяйстве и промышленности;
  б) в областях расселения спецпереселенцев создать комиссии в составе председателя облисполкома, секретаря обкома и начальника УНКВД, возложив на эти комиссии проведение всех мероприятий, связанных с приемом и размещением прибывающих спецпереселенцев;
  в) в каждом районе вселения спецпереселенцев организовать районные тройки в составе председателя райисполкома, секретаря райкома и начальника РО НКВД, возложив на них подготовку к размещению и организацию приема прибывающих спецпереселенцев;
  г) подготовить гужавтотранспорт для перевозки спецпереселенцев, мобилизовав для этого транспорт любых предприятий и учреждений;
  д) обеспечить наделение прибывающих спецпереселенцев приусадебными участками и оказать помощь в строительстве домов местными стройматериалами;
  е) организовать в районах расселения спецпереселенцев спецкомендатуры НКВД, отнеся содержание их за счет сметы НКВД СССР;
  ж) ЦК и СНК УзССР к 20 мая с. г. представить в НКВД СССР т. Берия проект расселения спецпереселенцев по областям и районам с указанием станции разгрузки эшелонов.
  4. Обязать Сельхозбанк (т. Кравцова) выдавать спецпереселенцам, направляемым в Узбекскую ССР, в местах их расселения ссуду на строительство домов и на хозяйственное обзаведение до 5.000 рублей на семью с рассрочкой до 7 лет.
  5. Обязать Наркомзаг СССР (т. Субботина) выделить в распоряжение СНК Узбекской ССР муки, крупы и овощей для выдачи спецпереселенцам в течение июня-августа с. г. ежемесячно равными количествами, согласно приложению № 2.

Выдачу спецпереселенцам муки, крупы и овощей в течение июня-августа с.г. производить бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот.
  6. Обязать НКО (т. Хрулева) передать в течение мая-июня с.г. для усиления автотранспорта войск НКВД, размещенных гарнизонами в районах расселения спецпереселенцев – в Узбекской ССР, Казахской ССР и Киргизской ССР, – автомашин «Виллис» – 100 штук и грузовых – 250 штук, вышедших из ремонта.
  7. Обязать Главнефтеснаб (т. Широкова) выделить и отгрузить до 20 мая 1944 года в пункты по указанию НКВД СССР автобензина 400 тонн, в распоряжение СНК Узбекской ССР – 200 тонн.
  Поставку автобензина произвести за счет равномерного сокращения поставок всем остальным потребителям.
  8. Обязать Главснаблес при СНК СССР (т. Лопухова) за счет любых ресурсов поставить НКПСу 75.000 вагонных досок по 2, 75 м каждая, с поставкой их до 15 мая с.г.; перевозку досок НКПСу произвести своими средствами.
  9. Наркомфину СССР (т. Звереву) отпустить НКВД СССР в мае с. г. из резервного фонда СНК СССР на проведение специальных мероприятий 30 миллионов рублей.

Председатель Государственного комитета обороны
И. СТАЛИН
Послано тт. Молотову, Берия, Маленкову, Микояну, Вознесенскому, Андрееву, Косыгину, Гриценко, Юсупову, Абдурахманову, Кобулову (НКВД УзССР), Чадаеву – все, Шаталину, Горкину, Жданову, Смирнову, Субботину, Бенедиктову, Лобанову, Звереву, Кагановичу, Митереву, Любимову, Кравцову, Хрулеву, Жукову, Широкову, Лопухову – соответственно.

УКАЗ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР
о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР

Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Утвердить представление Президиума Верховного Совета Российской Советской Федеративной Социалистической Республики о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. Калинин
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. Горкин
Москва, Кремль
30 июня 1945 года № 121/145
д. № 174/1
Председатель Совета Народных Комиссаров Союза ССР
И. Сталин
Управляющий Делами Совета Народных Комиссаров СССР
Я. Чадаев

Россиянин - Akskl
06.01.2013 0:04

  кб.4
Копия
Тайная полевая полиция № 647
№ 875/41 Перевод

Его высочеству господину Гитлеру!
Разрешите мне передать Вам наш сердечный привет и нашу огромную благодарность за освобождение крымских татар (мусульман), томившихся под кровожадным еврейско-коммунистическим игом. Мы желаем Вам долгой жизни, успехов и победы германской армии во всем мире.
Татары Крыма готовы по Вашему зову бороться вместе с германской народной армией на любом фронте. В настоящее время в лесах Крыма находятся партизаны, еврейские комиссары, коммунисты и командиры, которые не успели бежать из Крыма.
Для скорейшей ликвидации партизанских групп в Крыму, мы убедительно просим Вас разрешить нам, как хорошим знатокам дорог и тропинок крымских лесов, организовать из бывших «кулаков», стонущих уже в течение 20 лет под гнетом еврейско-коммунистического господства, вооруженные отряды, руководимые германским командованием. Заверяем Вас, что в самый короткий срок партизаны в лесах Крыма будут уничтожены до последнего человека.
Остаемся преданные Вам, и еще и еще раз желаем Вам успеха в Ваших делах и долгой жизни.
Да здравствует Его Высочество, господин Адольф Гитлер!
Да здравствует героическая, непобедимая германская народная армия!

Сын фабриканта и внук бывшего городского
головы города Бахчисарая - A.M. АБЛАЕВ
Симферополь, Суфи 44.
Верно: Зондерфюрер - ШУМАН
ГА РФ
ФОНДА Р-9401 ОПИСИ 2 ДЕЛА 100 ЛИСТА 390

Акскл
06.01.2013 3:54

"Татары. Современные крымские татары распадаются на степных, горных и прибрежных. Первые сохранили свой монгольский тип в своих существенных отличиях; горные же имеют смешанный тип, и чисто монгольский облик теряется; кровь монгола смешалась с кровью греков, готов, генуэзцев и др.; прибрежные совершенно утратили монголовидность, они скорее походят на жителей Эллады и Италии. Нужно прибавить, что между татарами горными и прибрежными часто встречаются целые поселки, население которых по крови почти ничего общего с потомками монголов не имеет, это - омусульманившиеся греки, готы, генуэзцы и пр., принявшие ислам и татарский язык. (А.Башкиров).(2)

Татары южно-бережские представляют особый тип, свойственный исключительно Южному берегу. Рост их выше среднего (по определению Харузина - 166,6 сант., тогда как у степных - 164 сант.). Тип этот колеблющийся в зависимости от преобладания той или иной крови (греческой, татарской). В общем же черты лица горского татарина правильны и его можно назвать даже красивым"

"Последним из кочевых народов были татары, сделавшиеся в Крыму оседлым населением. В годы турецкого владычества Крым был заселен довольно густо, даже степной Крым был сплошь покрыт татарскими селениями. Масса старинных заброшенных татарских деревень и кладбищ свидетельствует об этом. Сохранившиеся сведения указывают, что населения было не меньше 140.000 чел. (бар. Игельстром). Население занималось земледелием, садоводством, скотоводством, соляным промыслом, торговлей, ремеслами. "По словам Палласа, татары возделывали свои сады с замечательным искусством, не только поливая их, унаваживая, расчищая и т.д., но и делая искусственные прививки. Некоторые крымские города буквально утопали в зелени садов, виноградники простирались в некоторых местностях на целые мили; сорта винограда считались десятками, татары изощрялись в способах посадки лоз, в искусственной прививке, и крымские виноградники давали до сотни тысяч ведер вина. Ежегодно из Крыма вывозили сотни тысяч четвертей пшеницы. Скотоводство в Крыму было очень развито: везде встречались хорошо содержимые табуны лошадей, стада рогатого скота, овец и коз. Козьи шкурки шли на выделку отличного сафьяна, смушки с овец славились тонкостью шерсти и ежегодно вывозились сотнями тысяч" (Гольденберг, В.Е. 1883 г.).

Со времени покорения Крыма русскими физиономия края, особенно степной его части, меняется. Раззоренные войной, неужившиеся с новыми русскими порядками, напуганные слухами о крещении, о раздаче земель, татары бросили все и массами бежали в Турцию. Степи опустели, хозяйство пришло в упадок. Русское правительство не препятствовало эмиграции, надеясь заселить брошенные земли русскими. Число выселившихся татар в 1790 г. достигло, по словам Палласа, 80.000. Колонизация края русскими шла неравномерно и крайне беспорядочно. Громадные пространства в Крыму и материковых уездах были розданы частным лицам, с целью вызвать частную инициативу. Земли отдавались зачастую без указания места; с имущественными правами татар не стеснялись. "Так как оные татары не дворяне, то и собственных земель иметь не могут", писал один предводитель дворянства в 1796 году. Русский элемент составился, главным образом, из государственных крестьян. При переселении они получали от казны 8-12 десятин на душу. Много приходило без разрешения и, следовательно, без пособия от правительства, много было и беглых крепостных крестьян. На купленных и пожалованных землях селились помещичьи крестьяне. В уездах Феодосийском и Симферопольском поселены были отставные солдаты. В результате всей этой колонизации ко времени Крымской войны русских поселян в Крыму было не более 15.000. Кроме русских, в Крыму и в материковых уездах селились немцы, болгары, греки образовавшие целые деревни, колонии.

Крымская война вновь разорила полуостров и вызвала вторичную эмиграцию татар. За время с 1860-63 г. выселилось в Турцию, по официальным данным того времени, более 180.000 татар. Масса татарских селений опустела совершенно (более 600). Эмиграция шла особенно сильно в северных уездах; так, в Перекопском уезде из 320 селений было покинуто 278. Полагают, что тогда выселилось из Крыма 40; или даже 60% всего татарского населения. Причины эмиграции были те же: разорение, невежество, религиозные убеждения. Горных татар, - более культурных и более обеспеченных, эмиграция коснулась мало. В эти годы образовалось в Крыму наибольшее количество русских, немецких и др. поселений. Последняя вспышка татарской эмиграции была в 1902-1903 году, когда временами ежедневно отправлялось в Турцию до 600-800 татар. В настоящее время татар числится в Крыму около 180.000."

(НАСЕЛЕНИЕ КРЫМА
Публикуется по: Крым. Путеводитель. Симферополь, 1914)


Mассовое переименование населенных пунктов и других географических объектов на полуострове началось после завоевания Россией Крымского ханства в 1783 году и присоединения его к Российской империи. «для упрочения русского владычества во вновь присоединенном крае необходимо было заселение его чисто русскими людьми», - писали тогда газеты. Считалось, что для последовательной русификации края потребуется не менее миллиона переселенцев-славян. губернатор Тавриды А.Бороздин, например, переселил в свое имение Саблы тысячу русских крепостных, одновременно отказав татарам, и те были вынуждены покинуть свою землю. Конечно, русское население приносило с собой и русские названия, иногда на скорую руку переиначив исторические топонимы. Не зря сейчас нет на крымской карте села Саблы. Подходы к этому делу тоже были незамысловатыми. например, как было более удобно русскому человеку именовать местность, которая раньше называлась Топлы? Конечно, Тополевка. Ее вы встречаете по дороге на Феодосию. А еще - Ароматное, Цветочное, Лечебное, Грушевку и т. д.

Однако самое массовое указное переименование географических объектов Крыма состоялось после депортации крымских татар, армян и греков, болгар и немцев. Президиум Верховного Совета РСФСР 14 декабря 1944 года указом №621/8 переименовал 11 районов и 11 населенных пунктов из 26 райцентров, а указом №619/3 от 21 августа 1945 года - еще 327 сел, указом №745/3 от 18 мая 1948 года - к четвертой годовщине выселения крымских татар - переименовано еще 1062 селения. С карты Крыма были стерты 1400 исконных исторических названий городов и сел. К ним надо также присоединить более 1000 измененных гидронимов, названий гор, ландшафтных памятников, объектов. Например, известный всему миру Воронцовский дворец долго и упорно именовался просто Алупкинским дворцом-музеем. Были переименованы улицы, другие памятники...

«Поэтому все вновь данные названия ни в какую «естественную» топонимическую систему не укладываются. Топонимическая традиция, определяющая устойчивость системы, была резко нарушена. Новое население не усваивало старых названий и не создавало новых, а прибыло одновременно с присвоением новых названий. В результате всего этого трудно говорить о системности новых названий Крыма, так как налицо не постепенное изменение единой системы, а резкое нарушение системности, получившееся в результате смены населения и массовых переименований», - пишет самый крупный знаток истории крымской топонимики А.суперанская в книге «Введение в топонимию Крыма».

Цель столь массовых переименований, проведенных сталинским режимом, состояла в искоренении тюркизмов, а заодно и следов нерусской - греческой, армянской, немецкой, болгарской, украинской и других культур, в устранении названий, которые, как историческая память самой земли, напоминали о злодеяниях завоеваний и депортации.

Рассказывают, переименование в 1944 - 45 и 1948 годах проходило так. Из Москвы Крымскому обкому партии поручили подготовить проект указа. Обком обсудил проблему и поручил возглавить работу самому грамотному из своих членов - редактору партийной газеты. Тот перепоручил проведение черновой работы ответственному секретарю. Ему же перепоручать дальше было некому и пришлось самому сесть за список тысячи новых названий. Когда из памяти ответственного секретаря исчерпались человеческие имена - Николаевка, Новониколаевка, Ивановка, Новоивановка, Семеновка, Владимировка, Петровка и т. д., он пустил в ход садово-огородную, сельскохозяйственную и вообще географическую тематику - так родились Овощное, Огородное, Сенокосное, Выпасное, Пшеничное, Кукурузное, Зерновое, Молочное, Садовое, Верхнесадовое, лесное, Грушевка, Виноградное. А потом - Просторное, Высокое, Заячье, Орлиное, Соколиное, Нагорное, перевальное и Переваловка, Солонцовое, Синекаменка, Краснокаменка, Межгорье, Зеленогорье, Оползневое, Подгорное, Привольное, Открытое, Луговое, Пахаревка, Ровное...

Когда и эта тема была исчерпана, он, порывшись в редакционном шкафу, нашел военный справочник, и пошли Танковое, Гвардейское, Батальное, Героевское, Бастионное, Партизаны, Лазо, Фурманово, Чапаево, Ударное, Резервное, Фронтовое... Задание Москвы было успешно выполнено и даже перевыполнено. некоторые названия встречались по нескольку раз, например, Владимировка - четырежды, некоторые повторялись по два и три раза. А всего в Крыму из более тысячи названий населенных пунктов треть - 358 поселков и сел имеют двойников и тройников...

Что же произошло?

Поэтика крымских названий, складывавшаяся веками и впитавшая в себя топонимы и греческие, и тюркские, и русские, и украинские, и множества других языков, была разрушена. на одной из научных конференций по топонимике Крыма была представлена карта севастопольского гидрографа В.Зимоглядова. она содержит более четырех тысяч прежних и нынешних названий населенных пунктов, которые складывались 28 веков и содержат лексику 40 языков.

В первую очередь пропала волшебность крымских топонимов - Сюрень (наподобие уже упоминавшихся Топлы) была преобразована в Сирень, а деревня Кичкине - стала известным Маленьким. После 1944 - 45 годов сохранение еще тысяч прежних имен не давало покоя радетелям компартийной топонимики. Так Ай-Василь стал Васильевкой, Лимена - Голубым Заливом, Мелас - Санаторным, Ай-Даниль - Даниловкой, Партенит - Фрунзенским, Никита - Ботаническим, Биюк-Ламбат - Малым Маяком, Кючук-Ламбат - Кипарисным, Капсихор - Морским, Камара - Оборонным, Ай-Тодор - Гористым, Стиля - Лесниковым...

И сейчас еще исследователи могут встретить в крымском архиве проект по непонятной причине несостоявшихся переименований: Гаспру хотели превратить в поселок Горького, Кореиз - Маяковского, Саки - в Озерное, Гурзуф - в Пушкино. Говорят, у некоторых переименований были варианты - Джанкой мог стать Северным, Узловым, Отрадным или Степным, древнетюркское название Карасубазар имело два варианта замены - Белогорск и Чернореченск. Победило, как видим, «светлое» название...

Был даже проект переименования Крымских гор. Демерджи должна была стать Обвальной, Агармыш - Седой, а Ай-Петри - Петровской...

Сама Ялта была таки переименована в Красноармейск (одновременно с переименованием Одессы в Ильичевск, а Николаева в Надеждинск) - но этот, видимо, самый нелепый тур переименований был вскоре отменен, и Ялта осталась Ялтой. Меньше повезло поэтическому Калос Лимен. Прекрасная Гавань (именно так переводится это дивное название) стала Черноморским, а Ички - Советским...

Система крымских названий, однако, хоть и была разрушена, но полностью ее уничтожить так и не удалось. Язык земли и истории оказался сильнее языка указов. Примечательна в этом отношении история самого главного топонима - Крым. По свидетельству П.Кеппена («Крымский сборник», Спб. 1837) впервые слово Крым как название определенной территории встречается в первой трети XIII века, а в последней трети этого века упоминается уже город Крым. Он позже стал именоваться Эски-Крымом (Старым Крымом), который был столицей крымского улуса Золотой Орды, но никак не Крымского ханства, как об этом недавно было сказано в одной программе Украинского телевидения. Его столицей всегда был Бахчисарай...

Многие ученые по-разному объясняют происхождение топонима Крым, однако сегодня для нас интересно другое - этот исторический топоним вышел победителем в схватке при самом сильном покушении на него. После присоединения Крыма к России указом императрицы Екатерины II от 2 февраля 1784 года была образована не Крымская, а Таврическая область. Но многочисленные попытки именовать край Тавридой в честь племени тавров, некогда обитавших в Крыму, даже несмотря на авторитет отца истории Геродота, которому принадлежит авторство этого слова, оказались безуспешными. Крымские татары и сегодня протестуют против попыток что-нибудь именовать таврическим - если не университет, так газету, если не железную дорогу, так хор...


Отмечая изменения, произошедшие в Крыму после его аннексии Россией, М.Волошин писал: "Весь этот Магометов рай уничтожен дочиста. Взамен пышных городов из Тысячи и Одной ночи русские построили несколько убогих уездных городов и назвали их псевдоклассическими именами - Севастополем, Симферополем, Евпаторией".

Массовая эмиграция крымских татар, принявшая особенно большие размеры в 60-х гг. XIX в., коснулась 784 селений, из которых 330 совершенно опустели.

В период Советской власти во время борьбы с религией, проводившейся в 1920-30 гг., в Крыму были закрыты все культовые сооружения: мечети, текие, медресе. Минареты были разрушены, а здания мечетей и медресе приспособлены под клубы, складские помещения, мастерские. Большой урон традиционным поселениям и жилищам крымских татар был нанесен во время войны 1941-45 гг., когда немецкими фашистами в горном и предгорном Крыму за помощь местными жителями партизанам было сожжено около 200 сел, из которых более половины было крымскотатарскими. Но подлинной трагедией и катастрофой для крымскотатарского народа стала поголовная депортация 1944 г. Сразу после выселения коренного народа руководством ВКП(б) открыто была поставлена задача - "сделать Крым новым Крымом со своим русским укладом". Началось уничтожение всего, что напоминало о крымских татарах. На русской лад были переименованы все названия крымскотатарских сёл, хранящие историю народа, уничтожены кладбища, из могильных плит построены заборы, свинарники и сараи. В дома крымских татар вселены переселенцы из России и Украины. http://www.crimea.ed...thnos/crim_tat/


Комментарии 1 - 20 из 55
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Прошу исполнить… гимн СССР!»

Возможна ли сегодня между Россией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?

Столица Ивана Грозного

В этом году исполняется 500 лет со дня основания Александровской Слободы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества






04 Мая 2018
Любой город должен быть любим местными жителями и своими подвигами вдохновлять будущие поколения, ибо в России все города особенные и в них всегда находились те, кто совершал добрые и светлые поки! В год моего рождения солнце ласково обнимало город, мир и покой царили кругом. Не требует доказательств и тот факт, что бани весьма изменились за последние несколько десятков лет. Созданы все условия, чтобы современный человек получил абсолютное удовлетворение. Но есть то, что остается неизмень: баня Екатеринбург в понимании русского гражданина настоящая баня - это баня из дерева с печью. Не забыт и веник, он считается не только символом бани. И это не пережиток прошлого века, а верный помощник. Они весело играли в салочки и прятки летом, катались на санках, коньках и лыжах зимой. Каждый день я видела огромное коество счастливых людей и детей и сердце мое наполнялось умиротворением и лаской к ним.Его оплот во времена грусти и уния. Я хочу рассказать тебе историю моей жизни. Я родилась очень давно и вот уже много лет живу в большом городе. Не имеет значения в каком именно. Уважение и гордость за свою страну жили в этом светлом месте. Так я провела свое детство. Когда я перестала быть ребенком и перешла в юношеский возраст, ко мне стали приходить люди и делиться со мрошим и плохим, обнимали, радовались или плакали, а я внимательно слушала и шелестом своих веток и листьев отвечала им. Но вот однажды небо стало серым, а люди перестали приходить на мою поляну просто чтобы отдохнуть. Их лица становились все более печальными и обреченными. Появление однотипных многоэтажных домов поменяло некогда привычную жизнь. Следить за личной гигиеной также стали иначе. Вроде совсем недавно баня была чем-то обыденным, но, переехав в многоквартирные дома, жители совсем о ней позабыли, поскольку вода неиссякаемым потоком текла из крана (и горячая, такодная) и, естественно, наличие собственной ванны не могло не радовать. Мой род всегда давал покой нуждающимся и радовался вместе с пришедшим. Я наслаждалась дождем и снегом, осенью и летом. Жизнь была прекрасна! Рядом со мной бегали дети. Ушли в прошлое ведра и вода из колодца, теперь можно было без труда набрать ванну и полежать в ней сколько душе пожелаете. Впрочем, радости пришел полностью логический конец - когда городской обитатель осознал, сколько положительных моментов несет в себе русская баня. В настоящее время баня - не просто-напросто поенному организму и возврат к истокам, но также вид развлечения екатеринбург и в других городах. Привычным делом становится встречаться в бане со своими бизнес-партнерами, поход в баню преподносят вместо подарка.

Интернет-магазин «Политкнига» Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "РОДНАЯ ЛАДОГА" Научное Общество Кавказоведов Всемирный Русский Народный Собор Литературная газета
Практический журнал для учителя и администрации школы Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Политком.RU Радиостанция "Говорит Москва"

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка обязательна
электронная почта: .

Редакция | Контакты | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100