Благотворительный Фонд Главная
Рассылка новостей
 

Молодежная организация ПОКРОВ

2017

 
ТАКЖЕ В РУБРИКЕ
Как наша «телеэлита» почтила память Тэтчер и Черномырдина.
17.04

Одним из лауреатов престижной Демидовской премии этого года стал руководитель Центра ситуационного анализа РАН.
16.04

Известный публицист и политолог не считает свои права попранными.
08.04

Как разваливали российский флот.
29.03

Беседа с вице-президентом РАН о проблемах научного сообщества.
27.03

Ушел из жизни, пожалуй, самый яркий представитель «Семибанкирщины» лихих 1990-х годов.
25.03

Наш солдат должен иметь вооружение, позволяющее ему воевать за пятерых.
25.03

Настает решающий момент для сельского хозяйства России.
21.03

Проповедь из Оптиной пустыни.
20.03

В ряде регионов граждане, возмущенные ростом цен на услуги ЖКХ, вышли на улицы.
15.03

Беседа с доктором исторических наук, завкафедрой Калужского госуниверситета, экспертом по вопросам взаимоотношения города и деревни.
15.03

Исполнилось 100 лет легендарному летчику. О драматичной судьбе первого трижды Героя Советского Союза размышляет писатель, биограф аса.
13.03

Как новый министр сельского хозяйства пытается перенести обкатанную им в Чувашии модель на общероссийскую почву.
07.03

«Образовательные услуги» с нового учебного года станут платными.
27.02

Либералы в очередной раз предлагают реформировать Русскую православную церковь.
22.02


Общество

Под "удобным" флагом

Как разваливали российский флот
Андрей Лебедев
29.03.2013
Комментарии Версия для печати Добавить в избранное Отправить материал по почте

В конце семидесятых, увидев пришвартованное в порту судно, я спросил у отца, бывалого моряка, почему же корабль выглядит таким неухоженным. «Да это же “грек”, они всегда такие ржавые и грязные», – услышал в ответ. Сегодня подобный вопрос кажется неуместным. Теперь сплошь и рядом корабли, на которых все еще решаются выходить в море наши моряки, выглядят точно также.

В советские годы флот насчитывал в свои лучшие времена около 1300 судов, прочно удерживая почетное третье место в мире. Наши моряки тогда зарабатывали столь необходимую для страны валюту, перевозили грузы для народного хозяйства внутри страны: доставка водным путем была и остается наиболее дешевой из всех возможных видов транспортировки. Помимо этого торговый флот всегда рассматривался в качестве мобилизационного резерва – в «час икс» его судам предстояло перевозить военные грузы, живую силу и технику. Наши моряки были «лицом страны», одной из самых высокооплачиваемых групп советского общества. К тому же они всегда имели возможность получить выгоду от продажи привезенного «из-за бугра» ширпотреба. Их даже рассматривали как некую элиту. Притом, что представители «элиты» в зарубежных портах сходили на берег только по трое – чтобы присматривать друг за другом.

Конечно, были и недостатки. На каком-то этапе экипажи советских судов были раздуты до столь невероятных размеров, что некоторые большую часть рейса попросту слонялись без дела. Это касалось, например, электриков, большинству из которых требовалось разве что иногда заменить перегоревшую лампочку.

При этом сегодня наши либералы называют утверждения о мощи советского торгового флота не более чем «мифом», а все достижения - лишь плодом «безжалостной эксплуатации судов и людей», говоря, что «уродливое детище уродливой экономики жило в теплице». Не сильно вяжется «эксплуатация» с жизнью в «теплице», но логикой себя критики не утруждают.

Все резко изменилось в конце восьмидесятых: мореманы решили, что им недоплачивают, и поэтому стоит только разрешить им работать на судах зарубежных компаний, как у них вырастет зарплата и «появится больше свободы».

В этом их усердно убеждали зарубежные коллеги, которые иногда даже устраивали демонстративные забастовки, поддерживая требования российских моряков о повышении жалования. Однако действительность, как всегда, оказалась совсем не такой расчудесной, какой она виделась издалека.

Начавшийся дележ пирога, доставшегося от советских времен, принес немало сюрпризов. Богатое наследство в виде больших, подчинявшихся министерству хозяйственных объединений – пароходств - оказалось в руках нескольких сотен компаний. Каждая из них стала полноправным хозяином своего «флота», порой состоявшего из одного-двух кораблей, выкупленных у государства по бросовой цене. Конечно, не все новые владельцы стремились быстро перепродать довольно ходовой товар. В большинстве случаев эксплуатация кораблей продолжалась. Однако основной принцип свободного предпринимательства – максимализация прибыли - быстро дал о себе знать. Корабли подолгу не проходили ремонта, поначалу казалось, что это и лучше – уже слишком много драгоценного времени отнимала эта процедура в советское время, иногда несколько месяцев. За это время можно было совершить несколько походов за рубеж и привезти немалые по тем временам деньги. Но потом, когда начали отказывать механизмы, а суда превращаться в старые посудины, на которых стало попросту небезопасно выходить в море, многие призадумались.

В былые времена у торговых судов был свой срок службы – в среднем он составлял 25-30 лет. После получали новый пароход, а старый продавали, как это принято сейчас говорить, «на иголки». Теперь заставить большинство судовладельцев расстаться со своим детищем невозможно – на новые денег нет.

А тут еще и развал судостроительной промышленности подоспел. Вот и выходят в море насквозь ржавые великовозрастные «самотопы» постройки конца 1950-х годов.

Зарплата увеличилась, вместо двухсот долларов, которые матрос получал в советские времена, теперь ему платят в разы больше, но всеобщее повышение цен быстро нивелировало повышение. К тому же сегодня часто приходится требовать заработанное через суд, подолгу ожидая его решения. Этот «процесс» начался в девяностые, он жив и по сей день. У государства были и остаются юридические рычаги для того, чтобы заставить владельцев содержать доставшееся им плавучее имущество в относительном порядке, но хозяева очень быстро нашли выход из ситуации. Речь идет о смены флага, чаще всего - Либерии, Греции, Панамы и Гондураса. Попыталась привлечь российских судовладельцев и Северная Корея, но установила, по их мнению, чересчур строгие правила для желающих ходить под ее флагом.

Причина «смены цветов» элементарна. В этих государствах стандарты обеспечения безопасности мореплавания гораздо либеральнее, нежели у большинства других членов мирового сообщества. И за не очень большие деньги можно поднять на своем корабле флаг одной из упомянутых стран. Которые, в свою очередь, зарабатывают на этом приличные средства для своего бюджета.

Эта процедура именуется «удобный флаг». К примеру, в Панаме для регистрации корабля необходимо всего пять документов и лишь один рабочий день.

По меньшей мере, один из подобных документов выглядит странным – следует привести доказательство, что желающий зарегистрировать судно является его владельцем. Определенные обязательства накладывает и необходимость иметь своего представителя в стране. Зато взамен судовладелец получает «призы»: возможность регистрации своего плавающего имущества независимо от возраста, освобождение от всех налогов с доходов, полученных от международной морской торговли, да еще, в качестве бонуса, и низкие налоги на заработную плату экипажу. В общем, платите деньги, выходите в море – и делайте, что хотите. Наши либералы ставят эту практику в пример, уверяя, что именно так и следует заниматься бизнесом. А в России, мол, для этого нет никаких условий. Напомню, что согласно положениям нашего законодательства, только заявка на регистрацию корабля должна рассматриваться месяц, плюс подавать ее могут лишь граждане России, тогда как в Панаме таких ограничений не существует. Как говорится, почувствуйте разницу.

Видимо поэтому наша крупнейшая судоходная компания «Совкомфлот» предпочитает иметь корабли зарубежной постройки, и не под родным флагом. Свидетельство тому - спущенный в Южной Корее в январе 2013 года на воду супертанкер «Анатолий Колодкин», приписанный к порту Монровия – столице Либерии, одной из стран, промышляющей торговлей своим флагом.

Часть отечественных моряков не видит в этом ничего предосудительного. По их мнению, перерегистрироваться можно хоть несколько раз в месяц в зависимости от того, под каким флагом удобнее осуществлять ту или иную перевозку.

Но очевидная беда в том, что заниженные требования безопасности из раза в раз становятся причиной аварий и катастроф. Не зря при анализе причин происшествий на море фактор «удобного флага» советские эксперты выносили в отдельную графу.

Простой пример. Сейчас просторы морей бороздит множество плавсредств, которым изначально была уготована участь передвигаться лишь по рекам, или не слишком далеко от морского побережья – для их классификации принят термин «река-море». Понятно, что российский регистр не дал разрешение на их выход в море. Однако решение до смешного просто: в районе надстройки увеличивается высота борта за счет приваривания дополнительных листов. После чего на судне поднимается «удобный флаг»,– и все. И кого волнует, что эти «бумажные кораблики» из-за малой осадки и скромных размеров просто не могут справляться даже с небольшим волнением, что капитанам необходимо каждый раз приложить максимум усилий для того, чтобы утлое суденышко не снесло на мель даже не слишком сильным ветром или течением.

Все это наглядно продемонстрировали события в Керченском проливе поздней осенью 2007 года. Тогда за два дня отправились на дно сразу семь кораблей, все из которых были как раз и были все того же типа «река-море», большинство - дряхлыми «стариками». Многие могут возразить: мол, таких суровых погодных условий давно не было в мелководном Керченском проливе. Но ведь с более крупными судами, находившимися тогда в той же акватории, ничего подобного не произошло.

Еще один момент. В России на большинстве предприятий вопрос с задержками зарплаты уже давно не стоит, но для «мореманов» эта проблема остается.

Частью судов формально владеют иностранные компании, их не интересуют не только условия труда и быта персонала, они бросают свою собственность на произвол судьбы при возникновении финансовых неурядиц.

Ну, а поскольку они зарубежные, то неподотчетны нашим контролирующими органами. Никто не назовет точного числа инцидентов, в ходе которых наши моряки оказывались заложниками финансовых разборок компаниями.

Типичен следующий случай: российский экипаж по прибытии в иностранный порт узнает о том, что их корабль находится под арестом из-за долгов хозяина. Часто речь идет о «плене» продолжительностью в несколько месяцев. В «тоталитарном прошлом» никто не мог себе представить задержание советского судна в иностранном порту, тут же были бы приведены в движение все механизмы, начиная от МИД и заканчивая спецслужбами. Сейчас же подобные выходки позволяют себе даже не слишком развитые государства.

Морской бизнес остался в числе немногих отраслей, в которых пока еще можно творить, что заблагорассудится. И, формально числясь российским гражданином, не приносить своей родине ни малейшей пользы. Поделюсь своими прогнозами: сложившаяся ситуация вскоре привлечет к себе внимание руководства страны. Ведь в тот самый «час икс» старые суда будут непригодны для использования в качестве вспомогательного флота.

А судовладельцы, имеющие сравнительно молодой флот, но работающие под «удобным флагом» найдут тысячу и одну причину для того, чтобы избежать исполнения распоряжений руководства страны.

Иметь флот в подобном состоянии не к лицу великой державе. Конечно, воссоздать старую систему пароходств, находившихся под строгим контролем Москвы, уже вряд ли удастся, однако принять меры по возвращению хотя бы части судов под российский флаг можно и нужно. Можно и нужно также ввести законодательные ограничения на владение иностранцами или даже российскими гражданами, постоянно проживающими за рубежом, судов российского флота. Ибо флот был и остается стратегически важной отраслью.   

Специально для Столетия



Комментарии


Загорский
29.03.2013 15:00

Мой брат в 60-х был моряком торгового флота, много интересного рассказывал...
У меня, тогда совсем еще пацана, была невыразимая гордость за брата, за моряков,
за страну!

Беда в том, что нынешние государственные мужи, которых мы, по недомыслию, избрали в вожди, не обладают государственным мышлением, поэтому куда ни кинь - всюду клин.
Страна пожинает плоды "успешного развития демократии"...

Серый
29.03.2013 16:55

Руководство страны в трудный момент само сбежит из России и им не нужен будет вспомогательный флот. У хищников капитализма ума хватило только на уничтожение и деградацию советского наследия, а восстанавливать будут другие, которых опять будут обвинять в репрессиях.

Павел Губарев
29.03.2013 22:14

НИКОГДА в советское время электрик не получал 200 долларов\20 - реально\,был начальгтком радиостанции и получал 32 доллара. Что касается шторма в Керческом проливе- эта великолепная афера обеспечения стройматериалами  строящиеся
от Азова до Абхазии ВИЛЛЫ И дворцы. Некоторые пароходы река-море всплывали и отправлялись на затопление УЖЕ БУДУЧИ выгруденнными . Но об этом мы узнаем после скандала , который произойдкт после окончания Субтропической "зимней" Олимпиады.В Ледовые дворцы будут приглашены коряки и чукци с ительменами для разведения оленей.А на стадионах будут пастбища после того как растащут оборудование. 20 000 городской стадион быд заполнен за последние 10 лет 1 раз .Старуха Тёрнер приезжала. РУКОВОДИМ-С. Сами видели на примере Кипрско-русскомафиозной афёры

Про
29.03.2013 23:55

"Иметь флот в подобном состоянии не к лицу великой державе".
Так, это уже в прошлом, - великая держава, и соответствующий ей флот. А на данном этапе, - имеем то, что имеем. И, с туманными перспективами при данном курсе, капитанах, лоцманах, штурманах.  

вечн.м...-потомст.руск.воин.
30.03.2013 2:07

СЕРОМУ.О том,что будут обвинять в репрессиях очень точно указал.Любит наш брат русский-Иван сопли горестные по морде поразмазывать.А по мордасам ведь не зря получает.

горб Серому.
30.03.2013 5:32

Вы правы. И боюсь в прогнозе не ошибаетесь.

Татьяна
30.03.2013 13:04

Серый прав на 100%

граматей
30.03.2013 19:21

То же самое творится и с рыболовным флотом. Еще в 80-е наши суда ловили рыбу везде по шарику - у Африки, Антарктиды, Аргентины, Перу, Канады. Наш Мурманский порт тогда кипел деятельностью - суда, краны, поезда, автомобили, люди в круглосуточной карусели. Суда стояли у причалов в три-четыре борта - то есть по нескольку в ряд, настолько было мало места. Сейчас у нас есть горькая шутка - под мессершмидтами в войну наши пароходы чаще были в родном порту, чем сейчас. Шутка очень похожая на правду... Мурманчанам не только краб мимо рта, но и народная мойва, всегда копеечная, в эту путину незаметна в магазинах.

Сагра
31.03.2013 20:10

вечн.м...-потомст.руск.воин.

30.03.2013 2:07
Любит наш брат русский-Иван сопли горестные по морде поразмазывать.А по мордасам ведь не зря получает


Зря поклеп на русских. Никогда не приходилось видеть.



Макс
01 9:16

А в странах Запада, в Частности, Японии и Америки, как из ситуации вышли. Ведь тоже самое и с офшорами. Естественно бизнес ищет минимизацию расходов законную. А японцы и амеры как с этим справились? Наверняка есть опыт?  

василий чапаев
01 9:39

Серый ты прав на 100%  и знаешь нужна революция хоть я и совсем не коммунист




василий чапаев
01 10:03

Какие сопли? И когда их размазывали? А Сталинград?

Дмитрий
07 13:21

Какой, к черту, флот? Зачем он нужен? На Кипре решили часть оффшорных богатств у толстосумов отобрать - вот это беспокоит наших высших руководителей. Даже публично об этом беспокойство выражают.

qwert77
08 21:33

Описаная в статье ситуация практически везде, где есть "эффективные" менеджеры.В оставшейся промышленности, старые советские комбинаты работают на износ,снабжение запасными частями и ремонты оборудования, как во время войны.
Создаётся впечатление что "эффективный" менеджер, то-то вроде личинки паразита, куда личинка проникнет, всё то сразу хиреет.

В.
08 22:59

Назовите  конкретно пароходство в котором платили матросу  200 долларов в указанные Вами годы. О какой половине праздношатающегося экипажа Вы говорите?
Месячная ставка матроса  12,50 в чеках ВТБ ( в переводе на доллары - 14 ) в рублях зарплата 85
Ставка начальника радиостанции 25.70 ( в переводе на доллары - 29) в рублях 154
Ставка капитана 57 чеков ВТБ ( в переводе на доллары - 63) в рублях 257
Перечислены ставки на танкере 5 группы ( типа Казбек).
Вот такие  были *Элитные* оклады  моряков за  тяжелый труд.

Добавить комментарий

Ваше имя *
Комментарий
CAPTCHA
Введите слово
с картинки *




ПОИСК

«Прошу исполнить… гимн СССР!»

Возможна ли сегодня между Россией и бывшими соцстранами дружба не за газ и не за нефть?

Столица Ивана Грозного

В этом году исполняется 500 лет со дня основания Александровской Слободы.

НАШИ ПАРТНЕРЫ
Новый сайт Фонда исторической перспективы
Институт демократии и сотрудничества






17 Октября 2018
На них вы едва ли встретите статью, допустим, о самых последних мерах поддержки бизнеса местными властями. Не вините себя за то, что ваш ребенок чего-то не получает. Помните, что главное для него — любящая и счастливая мама. Если мама довольна жизнью, то и ребенок чувствует себя хорошо. Не ограничивайте собственный круг общения, не замыкенке. Это не нужно в первую очередь самому ребенку.Официальные ресурсы власти. Это новостные разделы сайтов разнообразных органов власти, они наполнены частенько сведениями от адмираций региона. Заметки имеют в основном официальный характер и объявляют о работе госслужащих и иной точки зрения не предусматривают.Живите богатой социальной жизнью, попытайтесь вести жизнерадостный и активный образ жизни. В этом случае ваш ребенок увидит, что его мама — независимая женщина и продолжает создавать собственное счастье. И если вы со временем найдете человека, который станет вам супругом, то и ребенок примет его как отца. Потому что будет уверен: мает, как сделать жизнь счастливой.Жертвой установки «все только для ребенка» становятся также дружеские и любовные связи, выделять время на поддержание которых женщина считает себя не вправе. Таким образом, женщина попадает в замкнутый крут, в котором она старается сделать все как можно лучше для ребенка, но, жертвуя своими интересами, часто доболожного результата.Еще одной распространенной ошибкой является убеждение, что ребенку обязательно необходим новый отец, особенно часто это происходит, если отец уходит из семьи и не поддерживает отношения с ребенком. Тогда все сина отдает на то, чтобы вступить в новый брак. Ребенок это может воспринимать противоположным образом, считая, что он не нужен матери, и ревновать.Новостные статьи часто-густо там пишут журналисты, которые живут в Москве и не понимают местную специфику. Федьные порталы, как правило, публикуют новости, важными только только для них. Региональные порталы. Наиболее приемлемый метод чтения новостей Нарьян-Мара и губернатора Игоря Кошина: указанные сайты целиком и полностью посвящены жизни автономии, ее городов и сел.

Культурно-просветительский и литературно-художественный журнал "РОДНАЯ ЛАДОГА" Всемирный Русский Народный Собор Информационно-аналитическая служба "Русская народная линия" Политком.RU Радиостанция "Говорит Москва"
Официальный сайт журнала 'Международная жизнь'
Практический журнал для учителя и администрации школы Научное Общество Кавказоведов Интернет-магазин «Политкнига» Литературная газета

При частичной или полной перепечатке материалов
портала, ссылка обязательна
электронная почта: .

Редакция | Контакты | Карта сайта
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100